Кто обязан использовать электронные накладные и в каких случаях?
Напомним, что субъекты хозяйствования обязаны использовать электронные накладные со своими бизнес-партнерами только в двух случаях:
- С 1 декабря 2021 года при обороте товаров*, сведения по обороту которых являются предметом прослеживаемости с дальнейшей передачей в Программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» при МНС;
- С 8 июля 2021г. при обороте товаров**, промаркированных незащищенными средствами идентификации.
В остальных случаях использование электронных накладных со своими контрагентами через аттестованных EDI-провайдеров Беларуси является правом, но не обязанностью. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определять такую необходимость.
Мораторий МНС на применение административной ответственности за
неиспользование эТН действует до 31.12.2022г.
Что будет дальше?
Согласно Разъяснению Министерства по налогам и сборам ответственность за неиспользование электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке незащищенными средствами идентификации и/или прослеживаемости из соответствующих перечней товаров, будет применяться только с 01.01.2023. До 31 декабря МНС установило мораторий на применение ответственности к субъектам хозяйствования, для которых использование электронных накладных является обязанностью.
Таким образом, до 31 декабря субъектам хозяйствования временно разрешено использовать товарные накладные на бумажных носителях с последующим подключением к аттестованным EDI-провайдерам и обмену электронными накладными со своими партнерами через EDI-системы.
Каков порядок действий при дублировании накладной на бумажном носителе
электронной накладной при совершении хозяйственной операции.
Вместе с тем после заключения договора субъекта хозяйствования с аттестованным EDI-провайдером и подключению к EDI-системе электронного документооборота операции, связанные с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, совершенные с 1 декабря 2021 года, подлежат оформлению электронными накладными до 31 декабря 2022 года.
При этом считаем важным отметить, что создание электронной накладной, фактически дублирующей ранее оформленную бумажную накладную по искомой хозяйственной операции (сделке), не повлечет увеличение налоговой базы, и, соответственно, дополнительной уплаты налогов при установлении взаимосвязи такой электронной накладной с ранее оформленной бумажной накладной путем внесения соответствующей записи (дата и номер бумажной накладной) в подраздел «Дополнительные поля накладной» при создании и заполнении электронной накладной в EDI-системе.
Также следует учесть, что если в ранее выставленном исходном электронном счете-фактуре (ЭСЧФ) в строке 30 были указаны реквизиты бумажной накладной, то после создания электронной накладной, дублирующей накладную на бумажном носителе, необходимо к исходному ЭСЧФ выставить исправленный ЭСЧФ с указанием в строке:
3 «Дата совершения операции» — даты, равной дате, указанной в строке 3 исходного ЭСЧФ;
5 «К ЭСЧФ» – номер исходного ЭСЧФ;
5.1 «Дата аннулирования ЭСЧФ» — даты, равной дате, указанной в строке 3 исходного ЭСЧФ;
30 «Документы, подтверждающие поставку товаров (работ, услуг), имущественных прав» – реквизитов бумажной накладной и электронной накладной;
31 «Дополнительные сведения» – причину создания исправленного ЭСЧФ, например «в связи с созданием электронной накладной после оформления бумажной накладной».
* см. «Перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости;
** см. «Перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации».
Остались вопросы?
Нужны разъяснения по подключению к
Аттестованному EDI-провайдеру СТТ?
Закажи обратный звонок!