Маркировка товаров и электронные накладные

С 08 июля 2021г. начнет действовать новый механизм маркировки товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации согласно Указу Президента РБ № 243 от 10.06.2011 в редакции Указа № 9 от 06.01.2021.

Постановлением Совета министров №230 от 22 апреля 2021 г.  определяются сроки и Перечень товаров по обязательной маркировки средствами идентификации. Согласно этому Перечню в нем присутствует молочная продукция (в том числе сыры, мороженое), шины, одежда, белье, обувь.

Товары из данного Перечня без маркировки контрольными знаками и средствами идентификации запрещаются к обороту в Беларуси. При этом субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие оборот товаров с промаркированными незащищенными средствами идентификации обязаны использовать электронные накладные, в которых необходимо указывать информацию о нанесенных средствах идентификации.

Закажите консультацию
Маркировка товаров

Обязательная маркировка товаров:

Шины

Одежда

Обувь

С чего начать и как это будет работать?

Субъектам хозяйствования (СХ), осуществляющим оборот товаров из Перечня, необходимо подключиться к ГИС МТ «Электронный знак»

Наполнить в ГИС МТ «Электронный знак» каталог товаров, заказать коды маркировки, преобразовать полученные коды маркировки в средство идентификации

Промаркировать, нанести средства идентификации на производимые/импортируемые товары из Перечня. Передать информацию о нанесении в ГИС МТ «Электронный знак».

При обороте товаров с незащищенными средствами идентификации Субъекты хозяйствования обязаны использовать услуги аттестованных EDI-провайдеров, в частности – ООО «Современные технологии торговли», по применению электронных накладных

Часто задаваемые вопросы по маркировке товаров и электронным накладным:

1. Какие товары подлежат маркировке и в какие сроки?

На данный момент список товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (СИ) и внесения информации о СИ в электронные накладные определяется Перечнем товаров, подготовленным  Министерством по налогам и сборам в Постановлении Совета министров от 22 апреля 2021 г. №230.

Согласно Перечню введение маркировки СИ указано:

  • с 08.07.2021г.: мороженое, пищевой лед, сыры (коды ТНВЭД ЕАЭС 2105 00, 0406, за исключением 0406 10 500);
  • с 08.07.2021г.: предметов одежды из песца, нутрии, лисицы и др. (коды ТНВЭД ЕАЭС 4303 10 901 0; 4303 10 902 0; 4303 10 903 0; 4303 10 904 0; 4303 10 905 0; 4303 10 906 0; 4303 10 908 0);
  • с 01.09.2021г.: молочная продукция (молоко, сливки, пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир, молочная сыворотка, сливочное масло, творог), чей срок годности более 40 суток(коды ТНВЭД ЕАЭС из 0401, 0402, 0403, 0404, 0405; 0406 10 500; 2202 99 910 0; 2202 99 950 0; 2202 99 990 0);
  • с 01.11.2021г.: обувь (водонепроницаемая и прочая) (коды ТНВЭД ЕАЭС из 6401; 6402; 6403; 6404; 6405);
  • с 01.12.2021г.: шины для легковых автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники и др. (коды ТНВЭД ЕАЭС из 4011 10 000 3; 4011 10 000 9; 4011 20 100 0; 4011 20 900 0; 4011 40 000 0; 4011 50 000 1; 4011 50 000 9; 4011 70 000 0; 4011 80 000 0; 4011 90 000 0);
  • с 01.12.2021г.: молочные продукты (молоко, сливки, пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир, молочная сыворотка, сливочное масло, творог), чей срок годности до 40 суток(коды ТНВЭД ЕАЭС из 0401, 0402, 0403, 0404, 0405; 0406 10 500; 2202 99 910 0; 2202 99 950 0; 2202 99 990 0);
  • с 01.03.2022г.: одежда (пальто, полупальто и др.) и постельное белье (коды ТНВЭД ЕАЭС из 6201; 6202; 6302).

2. Какая ответственность наступает за нарушение Законодательства о "маркировке" ?

За нарушения требований Законодательства о «маркировке товаров» предусмотрено административное наказание в виде штрафа согласно статье 13.24 КоАП РБ:

  • для физлиц — штраф до 12 базовых величин;

  • для юрлиц и ИП — штраф до 50% от стоимости товаров — предметов административного правонарушения.

Узнай как избежать штрафа

3. На какие субъекты хозяйствования распространяется действие Указа и какие Какие новые обязанности у них появятся?

Субъекты хозяйствования (СХ), осуществляющие оборот товаров* со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенные средства идентификации), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов (далее – электронные накладные), в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.

* Как следует из Указа №243, п.10, приложение3, под «Оборотом товаров» понимается ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача товаров, в том числе их приобретение, предложение к реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также трансграничная торговля.

4. Будет ли взаимопризнание средств идентификации, маркировки между Беларусью и Россией?

Взаимное признание средств идентификации предусмотрено не только между Россией и Беларусью, но и между всеми странами-участницами ЕАЭС. Это предусматривается Указом №243, а также «Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» от 02.02.2018.

5. Какие функции возлагаются на EDI-провайдера?

  • осуществление контроля за соответствием электронных накладных установленным форматам, заполнением дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной;
  • осуществлять проверку передаваемых электронных накладных и отказывать в их передаче EDI-провайдеру грузополучателя или грузополучателю в случаях несоответствия таких накладных установленным форматам, незаполнения дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной;
  • представление в МНС электронных накладных, в том числе созданные субъектами хозяйствования и реализующими организациями при обороте товаров, включенных в перечни, в порядке и сроки, определяемые МНС.

6. Какие функции несет маркировка?

  • Информирование – необходимые сведения о продукции, производителе: адрес, наименование изготовителя и технического регламента, сведения о свойствах, составе, сроке службы и годности и т.д.;
  • Идентификация – информация для потребителей, продавцов и контролирующих органов, позволяющая установить соответствие продукции ГОСТу, качеству и требованиям безопасности;
  • Мотивация – подразумевается воздействие маркировки на психоэмоциональное состояние конечного потребителя с целью увеличения продаж продукции.

7. Какие виды маркировки существуют?

Существует 2 вида маркировки – производственная (этикетки, ярлыки и т.д. наносимые производителем) и торговая (чеки, ценники, наносимые продавцом и содержащую информацию о нем).

8. Какой товар считается промаркированным?

Промаркированным товаром считается тот товар, на который нанесено средство идентификации, и переданы данные о нанесении в ГИС МТ «Электронный знак»

9. Какие субъекты хозяйствования должны маркировать товары из Перечня?

Обязанности по нанесению средств идентификации с последующей передачей информации о нанесении в ГИС МТ «Электронный знак» возлагаются на производителей или импортеров товаров из Перечня

10. Сколько стоят унифицированные контрольные знаки, коды маркировки и знаки защиты?

Постановлением Совета министров Беларуси от 4 июня 2021 г. № 311 устанавливается стоимость унифицированного контрольного знака, кода маркировки и знака защиты в размере 2 коп. без НДС.

Защищенный материальный носитель с нанесенными средствами идентификации согласно данному Постановлению оценён в размере 2 бел. руб. без НДС

Компания «Современные технологии торговли» является первым аттестованным EDI-провайдером электронного документооборота в Беларуси.

Более 11 лет наша компания осуществляет передачу и получение EDI-сообщений, электронных накладных (эТН и эТТН) и прочих юридически значимых документов (ЮЗД). За это время наша компания зарекомендовала себя компетентным и надежным партнером для нескольких тысяч беларуских предприятий.

Внедряйте электронный документооборот и в своей организации с помощью провайдера №1 в Беларуси!