Прослеживаемость товаров

Прослеживаемость товаров. С 1 июля 2021 года в Республике Беларусь вступает в силу Указ «О прослеживаемости товаров», разработанный с целью реализации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Прослеживаемость — это возможность отслеживания движения товаров на пути от производителя к конечному покупателю на внутреннем рынке ЕАЭС.

Прослеживаемость базируется на документальной идентификации и требует обязательного составления электронных накладных (эТН и эТТН) при обороте отдельных групп товаров, определяемых Советом Министров, и передачу их через аттестованных в Республике Беларусь EDI-провайдеров.

Закажите консультацию

Прослеживаемость товаров призвана:

Прослеживаемость товаров: перечень регулирующих нормативно-правовых актов

  • Указ Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020г. №496 «О прослеживаемости товаров». Читать полностью…

  • Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 апреля 2021г. №11 «О предоставлении сведений EDI-провайдерами». Читать полностью…


  • Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 19 апреля 2021 г. №13 «Об утверждении структуры и формата сведений, представляемых EDI-провайдерами». Читать полностью…


  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021г. №250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. №496». Читать полностью…


  • Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 3 мая 2021г. №15 «Об утверждении структуры и формата сведений, передаваемых субъектами хозяйствования и реализующими организациями в Министерство по налогам и сборам». Читать полностью….


  • Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 мая 2021г. №19 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. №496». Читать полностью…


  • Постановление Совета министров Республики Беларусь от 28 апреля 2022 г. № 258 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 ». Читать полностью…



  • Комментарий МНС к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021г. №250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020г. №496». Читать полностью…

  • Комментарий МНС к Указу Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020г. №496 «О прослеживаемости товаров». Читать полностью…


  • Пошаговый алгоритм действий субъектов хозяйствования при представлении сведений об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости. Читать полностью…

Прослеживаемость товаров: Ответы на основные вопросы субъектов хозяйствования

1. Какие товары подлежат прослеживаемости?

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496» утвержден перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, с указанием кодов в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В перечень товаров для прослеживаемости вошли товары из следующих позиций:

Наименование товара Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза Единицы измерения,
подлежащие указанию
в электронных накладных
Дата, с которой
товары подлежат
прослеживаемости
Необходимость
представления сведений
об остатках товаров (+/–)
Дата, на которую
проводится
инвентаризация остатков
Дата представления
сведений об остатках
товаров в налоговый орган
1. Холодильники и морозильники бытовые 8418 10 200 1
8418 10 800 1
8418 21 100 0
8418 21 510 0
8418 21 590 0
8418 21 910 0
8418 21 990 0
8418 30 200 1
8418 30 800 1
8418 40 200 1
8418 40 800 1
штук 1 декабря 2021 г. + 1 декабря 2021 г. не позднее 1 февраля 2022 г.
2. Шины и покрышки пневматические резиновые новые 4011 10 000 3
4011 10 000 9
4011 20 100 0
4011 20 900 0
4011 40 000 0
4011 70 000 0
4011 80 000 0
4011 90 000 0
штук 1 декабря 2021 г. + 1 декабря 2021 г. не позднее 1 апреля 2022 г.
3. Велосипеды (в том
числе с установленным
вспомогательным
двигателем
и трехколесные)
и велосипедные рамы
8711 60 100 0
8711 60 900 0
8712 00 300 0
8712 00 700 0
8714 91 100 7
9503 00 100 9
штук 1 декабря 2022 г + 1 декабря 2022 г. не позднее 1 апреля
2023 г.

2. Какие сведения о товарах необходимо предоставлять в налоговые органы?

Cубъектам хозяйствования необходимо будет предоставлять сведения (п. 4 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров):

  • об остатках товаров, имеющихся на дату включения их в перечни, в случае установления Советом Министров Республики Беларусь необходимости предоставления таких сведений;

Необходимость, порядок и сроки предоставления сведений об остатках товаров, включенных в перечни, будут установлены Совмином (абз. 7 п. 3 Указа N 496, ч. 3 п. 4 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров).

  • о произведенных товарах, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости;
  • ввезенных с территории государств — членов ЕАЭС товарах, включенных в перечни.

В установленных случаях сведения о производстве или ввозе с территории государств — членов ЕАЭС товаров субъекты хозяйствования могут не предоставлять. Например, это касается товаров, используемых в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках; полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи или международной технической помощи; являющихся безвозмездной (спонсорской) помощью (ч. 5 п. 4, абз. 3 — 5 п. 17 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров).

Структура и формат сведений, передаваемых субъектами хозяйствования и реализующими организациями, а также состав сведений в отношении товаров будет определен МНС (п. 8 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров).

3. В какие сроки необходимо предоставлять сведения?

Сведения о произведенных и ввезенных с территории государств — членов ЕАЭС товарах необходимо предоставлять не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем дня производства или принятия на учет ввезенных с территории иных государств — членов ЕАЭС товаров, но не позднее даты начала их оборота (ч. 4 п. 4 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров).

5. Что подразумевается под операциями, связанными с оборотом товаров?

  • отгрузка или получение товаров с мест реализации или хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) передачу товаров на территории РБ и (или) иных государств — членов ЕАЭС;

Под отгрузкой товаров понимается передача товаров перевозчику для их доставки субъекту хозяйствования, уполномоченному на получение этих товаров на основании договора или на ином законном основании, или непосредственно такому субъекту хозяйствования (п. 2 Перечня терминов и определений).

  • отгрузка и (или) передача или получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения, подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу или получение товаров с выставок, ярмарок на территории РБ и (или) иных государств — членов ЕАЭС. Исключение — отгрузки и (или) передачи товаров на хранение в порядке и случаях, предусмотренных Положением о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства;
  • использование в производстве и (или) транспортировка товаров. Исключение — движения (перемещения) товаров между структурными подразделениями субъектов хозяйствования, местами осуществления их деятельности (например, местами хранения и производства), выполняемой работниками организации или ИП, являющимися материально ответственными (ответственными) лицами, без выезда на автомобильные дороги общего пользования, выхода на земли общего пользования или в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки.

6. Какие обязанности появятся у субъектов хозяйствования?

При осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечни, субъекты хозяйствования будут обязаны (п. 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров):

  • использовать электронные накладные;
  • представлять полные и достоверные сведения, подлежащие включению в систему прослеживаемости товаров, сбор, учет, хранение, обработка и контроль сведений осуществляются в программном комплексе «Система прослеживаемости товаров» (далее — ПК СПТ);;
  • вести количественный учет товаров, включенных в перечни, в единицах измерения, подлежащих указанию в электронных накладных.

Единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных, будут установлены Совмином (абз. 6 п. 3 Указа N 496).

Отметим, что использовать электронные накладные и представлять сведения будут обязаны в том числе реализующие организации (ч. 2 п. 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, п. 3 Перечня терминов и их определений).

7. Какие функции выполняет EDI-провайдер?

  • осуществление контроля за соответствием электронных накладных установленным форматам, заполнением дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также проверять наличие в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных;
  • осуществлять проверку передаваемых электронных накладных и отказывать в их передаче EDI-провайдеру грузополучателя или грузополучателю в случаях несоответствия таких накладных установленным форматам, незаполнения дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также отсутствия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных;
  • представление в МНС электронных накладных, в том числе созданные субъектами хозяйствования и реализующими организациями при обороте товаров, включенных в перечни, в порядке и сроки, определяемые МНС.

8. Кому нужно подписывать электронную накладную: бухгалтеру или МОЛ, получающему товар по количеству и качеству?

В соответствии с действующим Законодательством эТН / эТТН должно подписывать Лицо, уполномоченное действовать в соответствии с Законодательством или доверенностью от имени юридического лица, а также при наличии ЭЦП с Атрибутным сертификатом на такого ответственного сотрудника.

9. Нужно ли использовать эТН при Прослеживаемости для для покрышек, бывших в употреблении?

В соответствии с действующим Законодательством Система Прослеживаемости и использование эТН не распространяется на оборот шин (покрышек) б/у.

10. Требуется ли Электронная накладная при транспортировке шин на шиномонтаж для сезонной замены?

При транспортировке шин на шиномонтаж (СТО) для сезонной замены требуется обязательное создание и использование Электронной накладной. Данное требование не распространяется на шины, бывшие в употреблении.

Подробности см. в нашей статье

ООО «Современные технологии торговли», EDI-провайдер №1 в Республике Беларусь, полностью готов к сотрудничеству и подключению предприятий к платформе для обмена электронными накладными в рамках системы прослеживаемости!