Маркировка и прослеживаемость товаров. Что кроется за этими понятиями? Давайте разбираться!
Маркировка – это идентификация товара, условный знак/рисунок/текст, содержащий основные сведения о товарах.
Основными функциями маркировки являются:
- Информирование – необходимые сведения о продукции, производителе: адрес, наименование изготовителя и технического регламента, сведения о свойствах, составе, сроке службы и годности и т.д.
- Идентификация – информация для потребителей, продавцов и контролирующих органов, позволяющая установить соответствие продукции ГОСТу, качеству и требованиям безопасности.
- Мотивация – подразумевается воздействие маркировки на психоэмоциональное состояние конечного потребителя с целью увеличения продаж продукции.
Существует 2 вида маркировки – производственная (этикетки, ярлыки и т.д. наносимые производителем) и торговая (чеки, ценники, наносимые продавцом и содержащую информацию о нем).
На ввозимые из-за рубежа на территорию Беларуси товары наносится маркировка соответствия, которая предназначена информировать покупателя о том, что товар сертифицирован и соответствует установленным требованиям.
В настоящее время вводится еще и обязательная система прослеживаемости товаров.
Прослеживаемость – это возможность отслеживания движения, местонахождения и происхождения товаров и услуг на всех стадиях производства, обработки и распределения.
Какие цели введения прослеживаемости товаров?
- «Отбеливание» рынков – сокращение объемов незаконного оборота продукции и его влияния на развитие экономики.
- Улучшение налоговой дисциплины.
- Обеспечение безопасности населения.
- Мониторинг и контроля конкуренции на товарных рынках.
- Развитие технологий по обработке данных.
В чем заключается отличие системы прослеживаемости от системы маркировки?
Маркировка и прослеживаемость товаров: в чем отличие первого от второго?
- система маркировки базируется на физической маркировке, а система прослеживаемости на документарной идентификации товаров;
- система маркировки прослеживает каждый товар в частности, а система прослеживаемости товарные партии;
- система маркировки требует изменения складской логистики, а система прослеживаемости не требует.
Эксперимент по прослеживаемости в скором времени будет проводиться на территории Республики Беларусь. В нем примут участие компании, чьи товары уже включены в список прослеживаемых товаров (*который в дальнейшем будет пополняться). Планируется, что система полноценно заработает в 2020 – 2021 году и будет контролировать оборот импортной продукции на территории стран ЕАЭС. Система охватит всех налогоплательщиков независимо от режима налогообложения, работающих с прослеживаемыми товарами. И поскольку информация о таких изделиях при переходе от одного собственника к другому должна передаваться с помощью универсального передаточного документа (УПД), электронный документооборот (ЭДО) станет законодательно обязательным для всех участников системы прослеживаемости.
Подготовьтесь к запуску системы прослеживаемости – подключайтесь к платформе обмена электронными документами и данными TOPBY от первого в Беларуси аттестованного EDI-провайдера СТТ!